Главная

Прерафаэлиты. Великие витражисты часть III

2.12.2013

Уильям Моррис

Этот влиятельный в мире искусств мужчина прошел различные этапы профессионального развития. У него было прекрасное образование, которое давало надежную базу. Благодаря образованию он и попал на роль человека, который во время технического прогресса и начала массовых производств, не оставил без внимания работу ремесленников. В 1861 году Моррис открыл мастерскую, в которой собрались ремесленники. Организовав товарищество, они стали работать над общей целью — вернуться к истокам профессионализма и высококачественной работе мастеров по высоким стандартам прошлых лет.

В компании с Моррисом оказались многие известные личности, такие как Розетти, Уооб, Берни-Джонс, Фолкнер. Фирма, учрежденная Уильямом, была названа «Моррис, Маршал и компания». Для того чтобы собрать первый капитал компании, участники скинулись по одному фунту стерлингов. В этот капитал вложилась и мать Морриса, внеся в казну общества личное пожертвование. Учредители этой компании договорились, что главной их задачей будет совершенная красота в искусстве. С помощью своего творчества они хотели дарить счастье людям. Свои работы они представили на Всемирной промышленной выставке, которая проходила в Лондоне, в 1862 году. Там они пришлись по вкусу многим зрителям. Получив такое признание, фирма стала набирать обороты. С этого момента компанию Морриса можно было считать процветающей.

Мастера компании набирали детей из приютов себе в ученики. Все работали в свободных пластичных формах. Создавая сложные свинцовые переплеты, раскрашивая стекло яркими красками, излучающими удивительный свет, они старались максимально проработать натуру. Их работы были разными. В том числе они выполняли заказы для церквей. Одна из выдающихся работ — витраж «Царство небесное», он находится в графстве Хэмпшир, в Линдхэрсте, в соборе св. Михаила и Всех ангелов. Хочется отметить, что компания Морриса занималась не только витражами. Они занимались многими направлениями, среди них создание текстиля, обоев, мебели и печатные работы.

Борьба за эстетизм

Идеями Морриса вдохновились многие мастера. Они стали понимать важность свободного творчества. Им стало проще выбраться из жестких рамок викторианского стиля. Работы стали гармонично вписываться в архитектуру и интерьеры. Талантливые деятели искусства стали с удовольствием черпать вдохновение у природы.

Спрос на витражи рос. Их стали использовать в большом количестве. Витражи стали украшать холлы, появились веерные окна, бордюры дверных проемов. Дизайнеры предлагали все новые идеи. Высокое качество работ нравилось заказчикам и им хотелось большего. Создатели витражей вполне могли обойтись работами по мотивам своих первых произведений, но они пошли дальше, создавая все новые работы.

Генри Холидей

Этот витражист не стал использовать мотивы готического стиля в своих работах. Ему был ближе классический стиль и искусство эпохи Возрождения. Несмотря на то, что он взял противоречащий моде курс, это не помешало ему сделать серьезную карьеру.

Холидей создал свою мастерскую, но это случилось после того, как он добился успехов, работая в «Джэймс Пауэлл и сыновья». Значительная часть его работ выполнена именно в их студии. У Генри были свои соратники. Он работал с Гарри Эллис Вулдриджем и Карлом Алквисом. Они боролись за эстетизм в работах. Их витражи отличаются классической схемой создания рисунка и приглушенными красками. Их лучшие работы можно найти в церкви Св.Марии Магдалины в Паддингтоне и в церкви Всех Святых в Вест-Бромвиче. В Шотландии и в северной части Англии хорошим мастером считался Даниэль Коттье. Он хорошо развил свой бизнес и открыл мастерские в Америке и Австралии, где распространял мастерство витражного дела за пределами родины.

Южная Германия и Франция

Витражное дело было распространено во многих странах Европы. Так в XIX веке король Баварии Людвиг I создал мастерскую Баварской королевской студии росписи по стеклу. Именно в этой студии начали возрождать искусство витража в этой стране. Первыми и основными сюжетами стали сюжеты на библейскую тематику. Ее привнесли мастера из Италии, которые оказывали серьезное влияние на витражистов Германии.

Работы из этой мастерской можно было встретить в разных странах, даже за океаном в Соединенных Штатах. Нужно отметить, что витражи этой студии не приняли в Шотландии, несмотря на то, что художники старались выполнить их в готическом стиле. У себя в стране произведения этой студии пользовались величайшим успехом. Жаль, что во времена войн большинство витражей было безвозвратно утрачено.

В заброшенном монастыре Рима была расположена студия витражистов, которые называли себя «Назаретяне». Ее создали молодые талантливые германские витражисты. Они занимались тем, что создавали витражные копии работ Дюрера, Рафаэля и Перуджино. Работы этих юных талантов пользовались спросом до конца столетия.

Во Франции текла своя жизнь. В ней Эжен-Эммануэль Втолет-ле-Дюк трудился над технологиями создания окрашенного стекла. Роспись по стеклу уже не казалась ему привлекательной и современной. Тусклые цвета и слабая способность пропускать свет расстраивали мастера. Он был инспектором службы, которая занималась реставрацией и содержанием витражей. Благодаря этой должности, он знал ученых и сотрудничал с ними в процессах воссоздания технологий изготовления окрашенного стекла. Они смогли восстановить множество старинных витражей, открывали новые цеха, так как производственных мощностей не хватало, чтобы обеспечить реализацию всех заказов. У них были заказы из самых разных мест. От Римско-Католической церкви в Нью-Йорке, из разных стран Европы. Французы выставляли свои работы на Всемирной парижской выставке. Она помогла увеличить спрос на их работы. Витражи стали так популярны, что их можно  было встретить в кафе, конторах, магазинах и т.д.

Первые американские витражи

Сложнее всего приходилось витражистам в Америке. Они не имели ни материалов для работы, ни опыта. Все что они видели, привозили мастера из Англии.   представляли им технологии, традиции и европейскую моду. По сути, американские мастера копировали работы европейцев. Постепенно, в Америке появилась своя сильная школа витража. Именно там появилось опалесцирующее стекло, которое позднее появилось в Европе.

Основоположником витража в Америке, считают Ричарда Апджона. Он  был архитектором, который строил церковь Святой Троицы в Манхэттене. Считается, что витражи для этой церкви создавал именно он.

Второй известный мастер — Уильям Джей Болтон. Его первая работа была сделана для фамильной церкви в Пэлхэм-Бэй. Болтон имел много заказов. В том числе 60 витражей для церкви Св.Анны и церкви Св.Троицы в Нью-Йорке. Эти витражи считаются самыми ранними из всех, что появились в Америке. Они до сих пор радуют посетителей там, где их устанавливал автор.

Самой старой студией витража в Америке, является студия «Дж. И Р.Лэмб». Эта студия до сих пор существует. Сейчас продолжателем и хранителем ее традиций является Фредерик Лэмб.

ОПАЛЕСЦИРУЮЩЕЕ СТЕКЛО

Однажды в Европу приехал молодой и талантливый американец по имени Льюис Комфорт Тиффани. Он был восхищен витражами Франции в соборе Шартра. Они были необычайно яркими, по сравнению с тусклыми современными работами. Тиффани вернулся на родину и начал эксперименты, чтобы воссоздать технологию производства яркого цветного стекла. Он мечтал приблизиться к качеству средневекового стекла, но это было сложным занятием. В одном из писем Тиффани нашли следующую запись: «Стекло, которое используют для производства бутылок, отличается от витражных стекол, которые продаются в магазинах. У этих стекол более интересные оттенки и смотрится оно значительно лучше. Разбираясь в тонкостях создания стекол, я узнал, что бутылочное стекло содержит примеси, которые остаются в песке, из которого плавят стекло».

В 1878 году Тиффани открыл свое производство. Но ему не суждено было существовать долго. Весь стекольный цех был утрачен во время пожара. После этого Тиффани продолжил эксперименты на заводе Хиида в Бруклине. Там он познакомился с Джоном Ла Фаржем, который занимался похожими исследованиями.

Тиффани сообразил раньше и подал на патент в феврале 1880 года. Ла Фарж  опомнился лишь в ноябре, но было слишком поздно. Эта проблема с патентами и борьба за права называться автором, испортили отношения между мастерами.

Продолжение следует

 

Страницы: 1 2

Напишите свой комментарий:

Top
0

Ваша корзина