Главная

Начало 20 века: новое время, новые традиции

8.01.2014

Американская готика

amerikanskie vitrazhi tiffani 250x154 Начало 20 века: новое время, новые традиции

В США первой половины 20 века витражи религиозного содержания создавались, в основном, по образцам средневековых европейских. Выдающиеся примеры такой работы многочисленные витражи огромных кафедральных соборов Св. Иоанна Богослова в Нью-Йорке и Св. Петра и Павла в Вашингтоне.

В начале столетия архитекторы нового поколения, не принимавшие эклектику зданий викторианской эпохи и боровшиеся за чистоту стиля, воспротивились попытке установить многоцветные пейзажные витражи из опалесцирующего стекла в церквях и соборах. Эти принципы распространялись и на те витражи, которые они сами планировали сделать в возводимых церквях. В первых рядах новаторов находился Ральф Адаме Крэм -главный архитектор собора Св. Иоанна Богослова, строительство которого началось в 1892 году. Это самый большой готический кафедральный собор в мире (витражи для него были изготовлены в Англии).

Обычай заказывать витражи художественных мастерских Англии существовал долго, их делали и тогда, когда олалесцирующее стекло входило в моду, и тогда, когда спрос на него пошел на убыль. В 1911 году были освящены хоры и два придела собора Св. Иоанна Богослова, витражи для окон которых изготовили Хардмэнс, Пауэлл, Клейтон и Белл. Это прекрасные работы, особенно верхний витраж за высоким алтарем «Христос во славе своей» работы Джеймса Пауэлла, а также витраж в часовне, сделанный Клейтоном и Беллом по мотивам витража в стиле гризайль из Йоркского аббатства, Однако эти работы оставались викторианскими по манере исполнения. Наверное, в Соединенных Штатах был расцвет моды на викторианские витражи религиозной тематики, потому что в том же 1911 году Крэм задался целью воссоздать в соборе Св. Иоанна Богослова подлинный стиль французской готики. Он настаивал на ничем не прерываемой симметрии в стиле, а также на применении просвечивающего окрашенного стекла, сваренного в горшке, подобного тому, которое приводит в восхищение всех, кому довелось видеть витражи в Шартре. Крэм предполагал делать витражи в Англии, но художники, которые исповедовали те же принципы, что он сам, имелись уже и в США.

Художник-витражист Уильям Уилпет сначала работал у Джона Ла Фарджа, а также изучал средневековое искусство витража в Европе. Вместе с Чарлзом Дж. Конником он выступал за создание новых витражей в готическом стиле. Это направление поддержали Дж. Гордон Гатри, художник из Глазго, и Генри Уинд Янг — тоже шотландец. Уиллет основал собственную художественную мастерскую в Филадельфии и привлек к делу своего сына Генри Ли Уиллета. Их студия стала одной из самых известных в Соединенных Штатах в витражах Конника часто преобладает  синий цвет.  Он, как и другие художники, которые работали в стиле Средневековья, видели в нем нечто сокровенное и таинственное, и лучшие свидетельства этого убеждения — великолепный витраж-розетка, созданный Конником для собора Св, Иоанна Богослова, и его колоссальный витраж для церкви Св. Винсента в Нью-Йорке.

Еще одним талантливым художником того времени был Райт Гудхью. Среди его витражей нужно упомянуть установленные в баптистерии церкви на Манхэттене. Прекрасный общий синий тон композиции подчеркивает цвет и красоту рубинового стекла, а четкие линии свинцового переплета — выразительность рисунка Возможно, именно эта церковь стала свидетельством вершины расцвета витража в стиле новой готики. В 1929 году французские специалисты изготовили для нее копию витража с изображением Св Иакова с оригинала, украшающего галерею собора в Шартре.

 Ирландия

0 860ab f0c356a9 L 250x166 Начало 20 века: новое время, новые традиции

 В 1903 году Эдвард Мартин и Сара Пэрсер организовали в Дублине художественную студию, которую назвали «Башня из стекла», подобную Дому стекла в Лондоне. Мартин был меценатом, Пэрсер -преуспевающей портретисткой, которая в 50 лет увлеклась витражами и еще 43 года сохраняла им верность. Руководителем студии стал Алфред Чайлд — ученик Кристофера Уоллз. Стилем студии было подражание средневековым работам, то ecть яркая цветовая гамма и скрупулезная проработка деталей. В студии работали одаренные художники — Вильгельмина Годе, Гарри Кларк, Майкл Хили и Иви Хпуи,

Вильгельмина Гедпс пришла в «Башню из стекла» в 1912 году. Среди ее удачных работ нужно назвать витраж, сделанный в 1919 году в память герцога Коннотского {заказ поступил из Оттавы), В 1925 году Геддс основала собственную мастерскую в Лондоне, где были выполнены ее лучшие работы, в частности созданный в 1938 году большой витраж «Те Deurn» памяти жертв войны, Великобритания подарила его правительству Бельгии для кафедрального собора Св. Мартина в Ипре.

Гарри Кларк делал иллюстрации для книг, а также был преуспевающим витражистом. Первую подготовку в качестве художника он прошел у Алфредз Чайлда в Дублинской епархиальной школе искусств. Кларк использовал в своих витражах насыщенные цвета, часто сочетая розовые, ярко-зеленые, пурпурные и синие тона. В его работах присутствует определенный лиризм, как это можно видеть на витраже «Рождество Христово», выполненном для христиан­ской церкви Ирландии в Касллаф, графство Корк. Кларк очень требова­тельно относился к работе, иногда по нескольку раз обжигая один и тот же кусок стекла, чтобы добиться желаемого результата. Наверное, лучшей из его работ является витраж «Страшный суд» с Девой Марией и Св Патриком, изготовленный для католической церкви в Ньюпорте, графство Мэйо, который был завершен им незадолго до смерти в 1931 году (художник умер в 42 года).

Абстракционистка Иви Хоун заинтересовалась витражами во время своих частых поездок во Францию. Во многих ее работах отчетливо видно влияние французского художника Жоржа Руаля, при этом она восхищалась средневековой ирландской резьбой и скульптурой. Самая известная работа Хоун — большой витраж «Распятие Христа» и «Тайная вечеря» для восточного окна церкви колледжа в Итоне.

Зарождение современного витража во Франции

Войны XX столетия нанесли большой урон витражам соборов и церквей Франции. Работы средневековых мастеров сняли или должным образом укрыли, но менее ценные витражи XIX столетия были оставлены на произвол судьбы Многие церкви и кафедральные соборы оказались разрешенными, а те, что уцелели, потеряли большую часть стекла. После Первой мировой художники-витражисты пытались восстановить разрушенное. Чтобы обсудить эти планы и обменяться мнениями (^поводу новых разработок, они собирались в мастерских, из которых наиболее известно Ателье церковного искусства, основанное в 1919 году. Авторитетной творческой мастерской была студия Жана Эбера-Стевена, призывавшего порвать с художественными традициями прошлого Когда в 1927 году ему предложили сделать витраж для церкви в Оссуар де Дюмон, Эбер-Стевен пригласил в качестве художника Жоржа Девалльере. Его поддержал влиятельный монах-доминиканец — отец Мари-Ален Кутюрье. Впоследствии он собрал известных художников-модернистов, в том числе Жоржа Руаля, чтобы они сделали рисунки витражей для церкви Богоматери Всех Скорбящих Радости в Асси, Верхняя Савойя. Результатом их труда стала новая, поразительная, если не сказать -противоречивая, трактовка образов в витражах на религиозные темы. Признать полностью успешной вследствие различия стилей, в которых работали художники, ее трудно Отца Кутюрье резко раскритиковали за то, что он превратил церковь в выставку повременного искусства.

С оформления церкви в Асси началось использование абстрактного искусства в витражах религиозного содержания. Интересно отметить, что на международной выставке, проводившейся в том же 1927 году, преобладали работы художественных студий традиционного направления, чьи тщательно выписанные фигуры святых новаторы считали устаревшими v. скучными. А вот е 1939-м на выставке декоративного искусства, которая проходила во дворце Пти-Пале, большой успех выпал на долю художников-модернистов — Жана Базэна, Роже Биссера и Франсиса Грюбера.

Напишите свой комментарий:

Top
0

Ваша корзина