Главная

Прославленные создатели витражей

12.11.2013

XIX век

ff5dc0eac6 Прославленные создатели витражей

XIX век стал временем перерождения для искусства архитектуры и витражей. Одно из влиятельнейших обществ Кембриджа занималось поддержкой развития католицизма, а вместе с ним и поддержкой творчества. Именно к середине столетия готический стиль стал доминировать, став характерным для архитектуры той эпохи. Интенсивно возводились новые церкви, велась активная работа над модернизацией существующих, чтобы привести их в соответствие с тенденциями архитектурной моды.

Распространенные витражи стали пользоваться спросом и за пределами храмов. Они получили новую жизнь, став самостоятельным искусством. Мастера стали создавать настоящие картины из стекла и металла.

Первые ставшие самостоятельными витражисты творили, соблюдая традиции старой школы. Постепенно, набравшись опыта и уверенности, они стали внедрять в искусство свои идеи. Витражи стали более смелыми и оригинальными, цвета обрели новую жизнь. В это же время заговорили о моде и стиле в витражах, которая быстротечно изменялась. Тогда, мастера практически не подписывали своих работ, и то, кому они принадлежат, можно определить лишь по записям в журналах студий, где они оставляли заметки о выполнении заказов.

За время правления королевы Виктории, мастера создали 80 000 витражей. Обычному человеку сложно было бы их опознать. Профессионалы смогут разглядеть в них работы учеников конкретных школ, и руку отдельных талантов.

Самые узнаваемые работы создавали в мастерских Клейтона и Белла, в студиях Бдатлера и Бэйна, Хитона, Лэйверса Барро и Уэст-лейка. К концу XIX века появилась еще одна студия со своим ярким стилем —  студия Бэрлисона и Гриллза. В любом случае, определение мастера, создавшего шедевр, является сложным процессом и серьезным достижением для искусствоведа.

Когда искусство находится на пике своего развития, когда спрос на него растет с каждым днем, рождается и предложение. Чем больше студий и художников занимаются искусством, тем больше талантов выявляется. Одними из таких выдающихся мастеров были Гиббсы и Генри Холидей.

Клейтон и Белл

2f 750x912 Прославленные создатели витражей

Начинающие витражисты обучались у мастеров в их студиях, работая их помощниками. Они совершенствовали свои умения и создавали собственные мастерские. Многие объединялись между собой и с архитекторами, образовывая союзы для выполнения крупных заказов. Так в мастерской у Джилберта Скота познакомились и начали творить вместе Дж. Р. Клейтон и Альфред Белл. В этой студии они так же начали сотрудничать с Дж. A Бодли м Дж. Е. Стритом — известными архитекторами. Первые витражи, которые эти витражисты сделали вместе, были созданы для нефа Вестминстерского аббатства.

Белл и Клейтон создали множество известных работ. Одной из самых выдающихся стал витраж, изготовленный в 1860 году. Он называется «Страшный суд». От прочих витражей его отличают оригинальный подбор цвета и композиции. Увидеть эту работу можно в церкви Пресвятой Девы Марии в Хэнкли-Касл.

Студия Клейтона и Белла стремительно развивалась. Заказов было все больше, мастерскую пришлось перевезти в более просторные помещения. Во второй половине XIX века в их компании работало более 300 человек. Слава этих мастеров  была настолько ошеломительной, что они стали придворной мастерской королевы Виктории.

Витражи студии этих мастеров можно легко найти в любой точке Англии. Их работы есть в небольших церквушках и в величественных храмах. Большой витраж есть и в Королевском колледже в Кембридже. Помимо Англии работы мастеров компании есть и в других странах, даже в США. Студия существует и сегодня. Она стала семейным достоянием. Секреты мастерства переходят от отца к сыну. Сейчас продолжателем традиций является Майкл Фаррар-Белл.

 

Продолжение следует

 

Напишите свой комментарий:

Top
0

Ваша корзина